Мировая химическая промышленность

Одной из базовых отраслей мировой экономики является химическая промышленность. Продукцию химической промышленности используют для производства потребительских товаров и в других отраслях экономики. Широкое применение продукция химической промышленности получила в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг и обрабатывающей промышленности.
Существуют 4 категории химической промышленности:

  • Базовые химикаты. На базовые химикаты приходится 35-37% отрасли и они включают крупнотоннажную нефтехимию, минеральные удобрения, неорганические химикаты и полимеры. Полимеры играют здесь основную роль и составляют около 33 % продаж всех базовых химикатов. К полимерам относят все виды пластиков, основным рынком для которого служат упаковка, производство контейнеров, детские игрушки, трубы и другое. На полиэтилен приходится наибольший удельный вес. Вторым по степени важности полимером выступает поливинилхлорид, который очень часто применяют в производстве строительных труб и в производстве отделочных материалов. Гораздо реже, но все-таки применяют поливинилхлорид на транспорте и в производстве упаковки. Также среди полимеров не меньшей популярностью пользуются полипропилен и полистирол. Полипропилен используют в производстве ковровых и тканевых покрытий, а полистерол в производстве деталей автомобилей, радиопромышленности и банальных игрушек.
  • Продукты жизнеобеспечения. Химические продукты жизнеобеспечения занимают 30% от рынка всей химической промышленности. Это и фармацевтические препараты, и ветеринарные препараты, пестициды, витамины и биологические субстанции. Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что этот сегмент промышленности развивается самыми быстрыми темпами.
  • Специальные химикаты. Специальные химикаты являются продуктами с относительно высокой добавленной стоимостью. На сегодняшний день это достаточно быстроразвивающийся инновационный сегмент химической промышленности, рынок сбыта которой строго дифференцирован. У этих товаров существуют особые функциональные качества, поэтому они ценятся на рынке. Иногда их также называют «тонкими химикатами».
  • Потребительскиехимикаты. К потребительским химикатам относятся средства личной гигиены, косметика, моющие средства..

США занимает лидирующие позиции по производству подобной продукции. На данный момент в этой стране 4,6 млн рабочих мест, которые прямо или косвенно завязаны на химической промышленности. При этом можно сказать, что химическое производство в США является одной из наиболее высокооплачиваемых сфер. 10 % от американского экспорта составляет именно производство химической продукции. В настоящее время снижаются темпы инвестиций в химическую промышленность, а производственная база переносится за рубеж.
Западная Европа. В Германии химическая промышленность является важнейшим сектором экономики. Следом за Германией этот рынок занимают Франция, Великобритания и Италия. 88% производства химического производства в Западной Европе приходится на долю этих стран. В настоящее время химическая промышленность уступает только фармацевтике по уровню производительности труда. Следует отметить, что она значительно опережает автомобильную промышленность и производство компьютеров. Однако стоит отметить и недостатки западноевропейской химической промышленности. Во-первых, она фрагментирована. Во-вторых, стоит отметить недостаточные масштабы производства химической промышленности и относительно низкую интеграцию активов. Также в Западной Европе существует такая проблема как высокие издержки на химическое сырье.
Китай. На данный момент Китай является ведущим производителем химикатов в мире и, судя по стремительному росту химической промышленности в этой стране, в скором времени он сможет обогнать США.

Химические компании развитых стран можно разделить на 3 группы:

Товарные игроки. Эти компании занимаются преимущественно производством базовых химикатов и пластиков. В настоящий момент они занимают треть глобальных продаж химической промышленности. Среди «товарных игроков» стоит выделить Dow Chemical и Shell Chemical.
Компании, которые производят специальные виды химикатов для определенных потребителей. На эти компании приходится 25% от всего мирового производства. Швейцарская Clarian Chemical производит, в основном, краски и пигменты для легкой и текстильной промышленности.
Гибридные или диверсифицированные компании, которые производят широкий спектр химической продукции. Эта группа компаний включает в себя таких признанных мировых гигантов, как Buyer, Mitsubishi Chemical и другие. 40% всего мирового производства приходится на эту группу компаний.
В настоящее время химические предприятия рассчитывают на стратегию развития, которая основана на знаниях.

Важнейшие направления этой стратегии:

  • Направление, связанное с принципиальным изменением бизнес-модели и использованием информационных технологий. Примером здесь может служить компания Archer Daniels Midlend, которая использовала метод биологической ферментации.
    Использование методов финансовых компаний при ведении бизнеса. Взаимные фонды, институциональные инвесторы, венчурные компании занимаются приобретением больших пакетов акций химических компаний и их реструктурированием, которое неизбежно приводит к повышению рыночной стоимости.
  • Создание эффективных рынков. Онлайновый рынок для продавцов и покупателей химических товаров создали Chemdex и CheMath в конце 1990-х годов. Сегодня транспарентное ценообразование и торговля позволяют использовать финансовые деривативы на поливинилхлорид, стиролы и полиэтилен низкого давления.
  • Использование «скрытых» активов. Широкий спектр невещных активов создавался в последнее время многими химическими корпорациями, но далеко не все из них смогли извлечь из этого пользу. Примером использования таких активов может служить DuPont, которая активно применяет свой опыт безопасного функционирования заводов.
  • Расширение своего участия в различных звеньях цепочки добавленной стоимости. Если раньше Dow Chemical производила резину, то теперь она занимается и производством медицинских перчаток.

Сегодня серьезными факторами, существенно изменившими рынок химической промышленности, являются переход некоторых потребителей российской продукции на производство собственной продукции и активное развитие нефтехимии в странах Ближнего Востока.